Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество
к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю
информационный век?
Объектом профессиональной активности учителя является другой человек –
ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой
высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к
перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм,
честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый
культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного
выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать
определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (
положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку,
интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а
воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры.
Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь
прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком
смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с
учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия
с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у
детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней
ценностное отношение.
Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса
взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник,
управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.
Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт,
желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к
предмету. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как
короткие дидактические игры, так и игры на весь урок , а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие
игры, не имеющие отношения собственно к предмету химии, очень важны для
установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро
сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в
результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи,
учатся жить вместе.
Несколько правил на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и
помощник ребят;
- Ребёнок должен знать ;зачем ему это?;, т.е. цели занятия
обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере
интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова ;ошибочный ответraquo;, ;неправильно; и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем,
предлагаю обсудить: ;А как вы думаете…;, ;Я думаю, что…, но
может, я ошибаюсь…;.
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором
участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших
группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или
предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими
эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему
не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем,
кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки
зрения, то у ребёнка он не оставил следа.