Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися
определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и
специальных умений и навыков. Обязательный минимум содержания общего
образования по химии отражает инвариантное содержание курса и примерную логику
его рассмотрения. При обучении химии учащиеся должны уметь применять
теоретические знания (понятия, законы и теории химии), фактологические знания
(сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах),
знания о способах деятельности, имеющих отношение к изучению химии (составление
химических формул и уравнений, осуществление расчётов по формулам и
уравнениям), уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с
правилами техники безопасности. Общеучебными умениями являются
учебно–организационные, учебно– информационные, учебно – интеллектуальные,
учебно – коммуникативные. К специальным умениям относят умение обращаться с
химической посудой и приборами, устройствами; научное объяснение физических и
химических явлений, состава и свойств простых и сложных веществ.
Воспитательные задачи современного урока формируют
мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений. Социальный блок задач
включает воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.
Воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, состоять в формирование
устойчивых положительных привычек. Воспитательная цель не может быть
реализована на одном уроке: процесс воспитания длительный, а результат отсрочен
во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд уроков. Из урока в
урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные
воспитательные задачи.
Развивающий аспект является наиболее трудным при планирование
педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель
стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что
развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не
всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой
личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но
поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить
это значит никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая.
Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать,
выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить
и разрешать проблемы.
Кроме этого, на первом месте должна стоять задача развития речи. Язык – это
материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.
Очень важным является развитие эмоциональной сферы. Сложной
задачей для современных учеников является формирование воли. Отсутствие воли –
лень и лень сегодня основная причина всех проблем школьника.
Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока –
настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и
формы обучения.
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования урока,
планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не
должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
1. Информационная: Что и чему будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи
урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему
нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается
личностный опыт учащихся.