Четверг, 25 Апреля 2024, 21:18 Приветствую Вас, Гость

             
Поиск по сайту

Меню

Разделы модуля
Внеклассные мероприятия [9]
Разработки уроков [15]
Книги [4]
Контроль [0]
Контрольные, проверочные, самостоятельные работы, тесты и др.
Нормативные документы [8]
Олимпиада [0]
Методическая копилка [10]
Выступления Цанцук Е.В.

Всего на сайте:
Комментарии: 130
Форум: 23/84
Фото: 97
Квестов: 27
Новости: 10
Файлы: 111
Статей: 53
Сайты: 15
Гостевая книга: 6
Тесты: 24

ВИКИПЕДИЯ

  Реклама:



Главная » Файлы » Методическая копилка » Методическая копилка

Технологические приемы моделирования урока химии и биологии по ФГОС
07 Июня 2016, 15:09
СКАЧИВАНИЕ ДОСТУПНО ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ

Выступление 23.03.16

«Технологические приемы моделирования урока химии и биологии по ФГОС»

Слайд 1. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Слайд 2. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик, технологий и приемов.

Для того, чтобы включить учащихся в активную деятельность на уроке открытия нового знания, я использую разнообразные приемы деятельностного обучения для каждого этапа урока.

Слайд 3. I этап урока - ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ.

ПРИЕМ “НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК”. Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, урок Химии. Окраска индикаторов. Перед новым годом мы с детьми собрали новогоднюю химическую елку. Факт:  Один из фонариков на елке прозрачный,  добавляем несколько капель ФФ и фонарик «светится» малиновым, приливаем бесцветный раствор и фонарик, снова стал бесцветный. Мы понимаем, что речь идет о изменении окраски индикаторов в нейтральной и щелочной среде.

Слайд 4. ПРИЁМ “ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА”. Универсальный приём ТРИЗ, формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами. Данный прием использовался на уроке Биология. Увеличительные приборы. Где в качестве объекта изучения были модели военной техники (внедрение военной составляющей на уроке, с учетом специфики работы в данном учебном заведении)

Слайд 5. ПРИЁМ "АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД". К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Прием использовала на уроке биологии. Клетка – живой организм, где мы изучали строение клетки под микроскопом на практике, для этого повторили правила работы с микроскопом и вывели его определение из слов-ассоциаций .

Слайд 6. ПРИЁМ “УДИВЛЯЙ». Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Например, урок химии. Типы реакций на примере свойств воды. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительном месте, в котором люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с Вами не ходим по воде! Мы так привыкли к ней, что не замечаем удивительных свойств!

Слайд 7. ПРИЁМ “ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА”. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Биология разнообразие живого. Урок был построен в форме ролевой игры, где кадеты, представляли характеристику одному из царств живой природы, демонстрируя небольшой спектакль. А также каждой команде был приготовлен вопрос от учителя. Царству животных достался следующий вопрос: Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

Слайд 8. ПРИЁМ “НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА”. Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. Он был использован на уроке биологии. Ткани растений и животных, на котором урок начался с решения биологических задач, а в конце уроке уже была выведена тема урока кадетами самостоятельно.

Слайд 9. Переходим ко 2 этапу урока. ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ.

ПРИЁМ “ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ”. Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Урок биологии. Органы и системы органов. У лошадок были карточки с названиями систем органов, а у жокеев карточки с функциями каждой системы.

Слайд 10. ПРИЁМ “ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА”. Универсальный прием ТРКМ (технология развития критического мышления), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Биология. Скелет – опора организма. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из таблицы.  В результате чего кадеты сделали вывод о том, зачем нужен скелет.

Слайд 11. ПРИЁМ «ДО-ПОСЛЕ». Прием из технологии развития критического мышления. Формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; запись гипотезы. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Биология. Дыхание. Вопрос: Чем дышат насекомые?

ДО (в начале урока кадет ответил): я думаю, что с помощью трахей

ПОСЛЕ (в конце урока с выводом): с помощью трахей так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

Слайд 12. ПРИЁМ “КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Химия. Лабораторная работа «Лабораторное оборудование». Кадеты собирали в корзину свои знания по трем направлениям: техника безопасности, лабораторное оборудование, его назначение. Далее фиксировали в единую таблицу.

Слайд 13. ПРИЕМ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ». Биология. Грибы. Одной из задач урока было определение съедобных и несъедобных грибов с использованием муляжей. Кадеты дополняли следующие цепочки. Лисички-мухомор-белый-? (С-Н-С-?) Подосиновик-подберезовик-сатанинский- боровик-опята-? ( С_С_Н_С_С_ - ?)

Слайд 14. ПРИЕМ «ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ». Химия. Электролитическая диссоциация. Лабораторная работа «Сильные и слабые электролиты». Кадеты самостоятельно определяют название, назначение, основные части и основные свойства приборов для дальнейшего их использования при определении сильных и слабых электролитов.

Слайд 15. ПРИЕМ «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ» применяла на уроке химии. Кристаллические решетки. Алмаз и графит имеют одинаковый химический состав, при этом алмаз – самое твердое вещество, а простым карандашом мы пишем на бумаге. Почему?

Слайд 16. III этап урока - ОТРАБОТКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

ПРИЁМ “ЛОВИ ОШИБКУ” Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Создаю собственные интерактивные игры по принципу да-нет. Химия. Классы неорганической химии. У каждого кадета есть собственные ноутбуки и мы на уроке выполняем различные индивидуальные интерактивные задания.

Слайд 17. ПРИЁМ “ИДЕАЛ” Это стратегия технологии развития критического мышления. Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. Прием строится по принципу: проблема – практика – работа в жизни. Использовала этот прием на уроке Физические и химические явления в химии. Нефть и продукты ее переработки. Как отличить физические явления от химических? Демонстрация с обсуждением признаков явлений. Какая фракция перегонки нефти использовалась для танка «Тигр» и Т-34 и почему в зимнее время НАШИ танки были более боеспособны. (соляр – бензин разная температура замерзания).

Слайд 18. ПРИЁМ «З-Х-У». Стратегия была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Лабораторная работа «Получение раствора с заданной концентрацией» ЗНАЮ: Как пользоваться лабораторным оборудованием. ХОЧУ УЗНАТЬ: Как рассчитать концентрацию раствора УЗНАЛ: Как приготовить  5% раствор сахара.

Слайд 19. ПРИЕМ «КЛАСТЕР». Часто с используемый прием на уроках биологии, в частности на уроке методы изучения природы.

Слайд 20. IV этап урока - ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ.

ПРИЕМ «МНЕМОТЕХНИКА» (или необычные запоминали). Например так мы запоминали расположение химических элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. На летних каникулах я вместе с родителями летал (литий) в Берлин (Бериллий). Прилетели мы утром, а вечером пошли в ресторан, где я съел вкусный борщ (бор), в котором было очень много углеводов (углерод). На следующий день мы вторично (фтор) сходили в ресторан. Было вкусно, но компот оказался кислым (кислород). В ресторане мне показалось, что за соседним столиком сидит мой друг, но это оказался не он (неон). Плотников  Кирилл, 8 «В».

Часто возникающий вопрос: кислоту в воду или воду в кислоту? Чтобы запомнить как правильно разбавить кислоту водой, что льют кислоту в воду или наоборот , нужно представить как Вы в чай ( в воду) кладёте дольку лимона (кислоту)

Слайд 21. ПРИЁМ «ФИШБОУН» (РЫБНЫЙ СКЕЛЕТ) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Прием прекрасно работает на теме Физические свойства металлов

Слайд 22. ПРИЁМ “ДИАГРАММА ВЕННА” Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого. Таким образом изучали аллотропию неметаллов. Указывали различие и общее между кислородом и озоном.

Слайд 23. ПРИЕМ «СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ». На уроке «Реакции обмена» была представлена следующая ситуация: Вам необходимо проводить штукатурные работы. Все материалы были куплены заранее. Как можно определить, пригодна ли запасенная вами известь для приготовления штукатурного раствора? Кадеты записывают уравнения реакции и делают предположение, что при взаимодействии с кислотами, выделяется углекислый газ и штукатурка непригодна. Или наоборот.

Слайд 24. ПРИЁМ “МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК” Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении химических и биологических понятий, терминов, копилка видов животных или растений  и т.д. например на уроке биологии мы создавали Красную книгу растений Приморского края.

Слайд 25. ПРИЕМ «ДОМИНО». Интересный прием на развитие творческих и мыслительных способностей. На уроке биологии. Ткани растений и животных. Кадеты сначала группой моделировали домино, потом обменивались ими, собирали домино другой группы и угадывали принцип моделирования и где какая ткань. Некоторые кадеты проявили нестандартное мышление, например, изобразили ткани (не как в учебнике), а по ассоциациям. Механическую ткань изобразили в виде шестеренки, образовательную в виде букваря и т.д.

Слайд 26. И наконец, последний этап урока. V этап урока - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: ДИАГНОСТИКА, КОНТРОЛЬ, РЕФЛЕКСИЯ.

ПРИЕМ «Чемодан, мясорубка, корзина». Биология. Химический состав клетки. В конце урока кадеты формировали багаж знаний, записывали те вопросы, которые им остались непонятны, и выбрасывали  корзину то, что им не пригодиться в жизни ( на само деле по итогу урока корзина  у всех кадет оказалась пустой).

Слайд 27. ПРИЁМ "РОМАШКА" БЛУМА Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Лабораторная работа «Очистка поваренной соли».

Слайд 28. Простой вопрос : формула поваренной соли. Уточняющий: какие два способа вы применяли для очистки поваренной соли от песка? Практический: где в жизни используется способ фильтрования? Выпаривания? Приведите примеры. Объясняющий: почему в данном эксперименте нельзя использовать только один способ разделения смеси? Творческий: что было бы, если бы мы поменяли местами применяемые способы при очистке соли? Оценочный: оцените свою деятельность на уроке.

Слайд 29. ПРИЁМ "СИНКВЕЙН" Слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Химия. Лабораторная работа «Химические реакции».

 Реакция

Экзотермическая, эндотермическая

Протекают, смешиваются, нагреваются

Процесс, при котором одни химические вещества преобразуются в другие
превращение веществ

Слайд 30. ПРИЁМ «ПОПС формула» Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует: умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. П – позиция, О – объяснение, П – пример, С – следствие. Например на уроке биологии «Органы и системы органов» получилось следующее: Я считаю, что органы связаны между собой и составляют целую систему. Потому что система – это группа органов, выполняющая общие функции. Я могу доказать это на примере объекта «Внутреннее строение крысы». Исходя из этого я делаю вывод о том, что организм работает как единое целое.

Слайд 31. Данные приемы активно используются мною при моделировании урока открытия нового знания в условиях перехода на ФГОС, так как направлены на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении химии и биологии.  В связи с переходом в новую структуру образовательного пространства могу предоставить результативность только за последний год работы. Химия в 8-х классах: стабильный средний бал 3,9, качество обучения увеличилось с 73 % до 93%.

Слайд 32. Биология 5 класс достаточно высокое качество обучения 98 % (с учетом сильного набора детей – 57 отличников), средний бал увеличился с 4,0 до 4,6.

Слайд 33. Биология в 6 – х классах. Средний балл  вырос с 3,9 до 4,1, так же наблюдается рост качества обучения с 82 до 88%.

Слайд 34. Реализация системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС позволяет активизировать познавательную деятельность кадет. А, использование учителем различных приемов обучения выводит урок на новый, современный уровень.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Владимировна | Теги: приемы, Химия, технологии, моделирование урока
Просмотров: 2155 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]

Статистика
Счетчик посещений

OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Юзеры онлайн:
Нас посетили: